?

Log in

Открылась Уникальная Выставка !!!!! "ВИДЕНИЕ ТАНЦА." К 100-летию "Русских балетов" С.П.Дягилева - Русские Сезоны ~ 1909-1929 ~ Les Saisons Russes [entries|archive|friends|userinfo]
Русские Сезоны ~ 1909-1929 ~ Les Saisons Russes

[ website | Наше Сообщество на сайте " В Контакте" ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Открылась Уникальная Выставка !!!!! "ВИДЕНИЕ ТАНЦА." К 100-летию "Русских балетов" С.П.Дягилева [Oct. 27th, 2009|09:46 pm]
Русские Сезоны ~ 1909-1929 ~ Les Saisons Russes

russkiye_sezoni

[vivien_m]
[Tags|]



с 28 октября — 31 января 2010

Министерство культуры Российской Федерации. Государственная Третьяковская галерея.
Фонд культуры "Екатерина". Новый Национальный Музей Монако
Крымский Вал, 10, залы № 60–61

"Видение танца" – масштабный международный проект, посвященный прославленным "Русским балетам". В центре уникальной выставки – замечательная личность и деятельность их основателя, Сергея Павловича Дягилева (1872–1929), яркой фигуры в художественной жизни России начала ХХ века. Именно ему принадлежит честь открытия отечественного искусства западной аудитории.
Столетие "Дягилевских сезонов" в 2009 широко отмечается во всем мире чередой музыкальных и балетных фестивалей, а также художественных выставок. Летом этого же года исполнилось 90 лет со дня смерти С.Дягилева – великого импресарио, театрального деятеля и пропагандиста русской культуры. Уникальная по составу экспозиция в Москве вобрала в себя более 500 произведений: около половины экспонатов из Третьяковской галереи, другие – из музеев и частных собраний России, Европы и США. Ранее в несколько ином составе она была показана в Монако, где в течение 18 лет находилась репетиционная база русской труппы, а полвека назад был установлен памятник С.Дягилеву.
Главное детище С.Дягилева – антреприза "Русские балеты" – быстро получило признание за границей. Впервые труппа из Петербурга выступила в парижском театре "Шатле" 19 мая 1909 с балетами "Павильон Армиды", "Половецкие пляски" и "Пир". В дальнейшем эволюция дягилевских проектов, в реализации которых участвовали наиболее талантливые и прогрессивные балетмейстеры, композиторы, танцовщики, художники из разных стран, и триумф гастролей русской труппы в Париже, Лондоне, Мадриде оказали мощное воздействие на разные сферы искусства ХХ века – музыку, сценографию, хореографию, живопись. Не будет преувеличением сказать, что дягилевские спектакли стали одним из главных русских художественных феноменов, чье значение и авангардная роль были признаны во всем мире. Синтетический характер спектаклей "Русских балетов" определил многоуровневую структуру экспозиции, сочетающую тематический и хронологический принципы. Не ставя целью с документальной точностью воспроизвести хронологию дягилевских сезонов, устроители выставки стремились создать их общий, возможно, идеализированный образ, опираясь, прежде всего, на выразительность аутентичных художественных произведений. В соответствии с логикой построения балетных программ и гастрольных турне самим Дягилевым в экспозиции организовано несколько тематических зон: они отданы классическому балету, "ориентализму", "русской" теме, а также авангардным постановкам. При условности такого разграничения экспозиционные материалы как бы перетекают из одного раздела в другой, образуя важные для дягилевского мышления "смещения" эпох и стилей. В составе выставки самые разнообразные произведения: афиши, костюмы и декорации, эскизы к ним, занавесы, фотографии танцовщиков и балетных мизансцен, портреты деятелей искусства. Большинство работ, предоставленных музеями и частными коллекционерами разных стран, впервые демонстрируются в России. В числе премьер – уникальные сценические макеты 1920-х–1930-х годов из собрания Нового Национального Музея Монако. Около 250 эскизов декораций и костюмов выполнены знаменитыми русскими и французскими художниками, во многом определившими облик изобразительного искусства ХХ века: Л.Бакстом, А.Бенуа, Н.Гончаровой, М.Ларионовым, Н.Рерихом, П.Пикассо, Ж.Браком, А.Матиссом, Дж. де Кирико, А.Дереном, а также русскими художниками-эмигрантами П.Челищевым, Н.Габо, А.Певзнером, чьи произведения редко встречаются в российских собраниях. Впервые в России будут показаны около 50 подлинных костюмов для "Русских балетов", в том числе такие раритеты, как конструктивистские костюмы к балету "Шут" по эскизам М.Ларионова и расписанные вручную костюмы А.Матисса к балету "Соловей". Среди самых известных произведений – грандиозный (10х10 метров) занавес к балету "Голубой экспресс" по эскизу П.Пикассо из Музея Виктории и Альберта (Лондон). Важную часть в драматургии выставки составляют фотографии, исполненные крупными русскими и европейскими фотохудожниками. Среди них – сцены из спектаклей "Весна священная", "Золотой петушок", "Блудный сын", "Половецкие пляски", "Жар-Птица", а также портреты  артистов дягилевской труппы – А.Павловой, Т.Карсавиной, О.Спесивцевой, Б. и В.Нижинских, Л.Мясина, М.Фокина. В экспонировании фотографий акцент поставлен не столько на их документальной ценности, сколько на чисто художественных эффектах, характерных для того времени. Реконструировать спектакли и одновременно напомнить о непреходящем интересе к дягилевскому наследию помогут современные арт-объекты и видеоинсталляции, созданные, в частности, на тему оформления спектаклей "Парад" П.Пикассо, "Бал" Дж. де Кирико, "Ода" П.Челищева, "Кошка" Н.Габо и А.Певзнера. Соединение разнородных артефактов, где каждая группа обладает собственной значимостью, дает возможность создать не столько хронику, сколько образ дягилевских сезонов, передать их масштаб, внутреннюю динамику развития, стремление к новизне форм, поразившее взыскательную европейскую публику.

Выставочный проект организован Третьяковской галереей совместно с Фондом культуры "Екатерина" и Новым Национальным Музеем Монако. Над проектом работала международная кураторская группа – профессор Джон Боулт, Зельфира Трегулова, Евгения Илюхина и Ирина Шуманова.

К выставке изданы: объемный, богато иллюстрированный каталог, со статьями крупнейших российских и западных специалистов по истории дягилевских балетных сезонов, CD-Rom, а также книга в рамках Издательской программы "Интерроса" "История “Русского балета” реальная и фантастическая, в рисунках, мемуарах и фотографиях из архива Михаила Ларионова". Подготовлена обширная культурно-образовательная программа, поддержку которой оказали группа компаний "Нексиа Пачоли" и компания "Шеврон Нефтегаз".

ПРОГРАММА ВЫСТАВКИ :

Театральные вечера:

Государственная Третьяковская галерея
совместно с
Государственным центральным музеем имени А.А. Бахрушина 

7 ноября 2009, суббота 16.30
Вечер первый.
На пути в Париж
Сергей Дягилев.
Рождение "Русских сезонов". Первые сложности и первые победы.

21 ноября 2009, суббота 16.30
Вечер второй
Парижские триумфы
От "Жар-птицы" до "Голубого экспресса": эволюция стиля.

5 декабря 2009, суббота 16.30
Вечер третий
Нижинский
Феномен личности, творчество, судьба.
Отражения: Нижинский после Нижинского

19 декабря 2009, суббота 16.30
Вечер четвертый
Баланчин
Последний хореограф Дягилева.

16 января 2010, суббота 16.30
Вечер пятый
Послесловие
Наследие Дягилева сегодня: реконструкции и интерпретации

К разговору приглашены историки театра, хореографы, танцовщики, художники, искусствоведы

Вечера проходят в конференц-зале на 3 этаже Третьяковской галереи на Крымском Валу, 10
Вход по билетам на выставку

Киносеансы:

Государственная Третьяковская галерея
Государственный центральный музей кино
при поддержке Посольства Франции

Программа на ноябрь



1 ноября,  воскресенье 15-00
Люди "Русских балетов": портреты, эскизы, трактовки
НЕИЗВЕСТНЫЕ ДЯГИЛЕВЫ, ИЛИ НОВЫЙ ГОД В КОНЦЕ ВЕКА,
Владислав Виноградов, 2000, 98 мин.

1 ноября,  воскресенье 17-00
Эхо "Русских балетов": реконструкции и влияния
БАЛЕТЫ МИХАИЛА ФОКИНА (1): Шопениана / Chopiniana (на муз. Ф.Шопена), Петрушка / Petrouchka (музыка И. Стравинского), Умирающий лебедь / The Swan( музыка К. Сен-Санса)
Исполнители: Марис Лиепа, Маргарита Кулик, Наталия Большакова

 5 ноября, четверг 19-30

Контекст "Русских балетов": время и искусство
ПАРИЖ 1900-х
Николь Ведрес, 1947, 90 мин.

8 ноября, воскресенье 15-00
Контекст "Русских балетов": время и искусство
ПАДЕНИЕ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ
Эсфирь Шуб, 1926, 70 мин.

8 ноября, воскресенье 17-00
Эхо "Русских балетов": реконструкции и влияния
БАЛЕТЫ МИХАИЛА ФОКИНА
Карнавал / Carnaval (музыка Р. Шумана), Видение розы / Le Spectre de la Rose (на музыку К. Вебера "Приглашение к танцу")
Исполнители: Марис Лиепа, Маргарита Кулик, Наталия Большакова 

12 ноября, четверг 19-00
Люди "Русских балетов": факты и фантазии
БОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗЕЛЬ (фильм-портрет Ольги Спесивцевой)
Майя Меркель, Россия, 1997, 140 мин.

14 ноября, суббота 17-00
Эхо "Русских балетов": реконструкции и влияния
БАЛЕТЫ МИХАИЛА ФОКИНА Половецкие пляски / Polovtsian Dances (из оперы А. Бородина "Князь Игорь"), Руслан и Людмила (Волшебный сад Наины) / Ruslan and Ludmila (танцы к опере М. Глинки)
Исполнители: Марис Лиепа, Маргарита Кулик, Наталия Большакова

15 ноября, воскресенье  15-00
Люди «Русских балетов»:  портреты, эскизы, трактовки
Из телецикла «Исторические хроники». "1912 ГОД. СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ", Николай Сванидзе, 30 мин.
СУДЬБА ПОДВИЖНИКА. СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ,
Виктор Спиридонов, Россия, 2002, 55 мин.

15 ноября, воскресенье 17-00
Эхо "Русских балетов": реконструкции и влияния
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЖАР-ПТИЦЫ / Return of the FireBird:
ПЕТРУШКА (муз. И.Стравинского), ЖАР-ПТИЦА (муз.И.Стравинского), ШЕХЕРЕЗАДА (муз. Н.Римского-Корсакова),  Андрис Лиепа, 2003, 120 мин.
Исполнители: Андрис Лиепа (Иван-царевич, Петрушка, Шахриар), Илзе Лиепа (Забеида), Нина Ананиашвили (Жар-птица), Гедиминас Таранда (Арап), Татьяна Белецкая (Балерина), Виктор Еременко (Золотой раб)

19 ноября, четверг 19-30
Люди "Русских балетов": факты и фантазии 
МАНИЯ ЖИЗЕЛИ, Алексей Учитель, Россия, 1996, 100 мин.

22 ноября, воскресенье 15-00
Контекст "Русских балетов": время и искусство
"Русский модерн" в кино
:
ГРЁЗЫ, Евгений Бауэр, 1915, 35 мин.,
УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ, Евгений Бауэр, Россия, 1916/1917, 60 мин.
В главной роли Вера Карали

22 ноября, воскресенье 17-00
Эхо "Русских балетов": реконструкции и влияния
ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ. ПОВЕНЧАННЫЙ С БОГОМ
(спектакль Мариинского театра, танцуют Фарух Рузиматов и Юлия Махалина) 

26 ноября, четверг 19-00
Люди "Русских балетов": факты и фантазии
АННА ПАВЛОВА,
Эмиль Лотяну, 1983, 145 мин.
В ролях: Галина Беляева, Анатолий Ромашин, Игорь Дмитриев, Сергей Шакуров.

28 ноября, суббота 17-00
Эхо "Русских балетов": реконструкции и влияния
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЖАР-ПТИЦЫ / Return of the FireBird:
ПЕТРУШКА (муз. И.Стравинского), ЖАР-ПТИЦА (муз.И.Стравинского), ШЕХЕРЕЗАДА (муз. Н.Римского-Корсакова),  Андрис Лиепа, 2003, 120 мин.
Исполнители: Андрис Лиепа (Иван-царевич, Петрушка, Шахриар), Илзе Лиепа (Забеида), Нина Ананиашвили (Жар-птица), Гедиминас Таранда (Арап), Татьяна Белецкая (Балерина), Виктор Еременко (Золотой раб)

29 ноября, воскресенье 15-00
Люди "Русских балетов": портреты, эскизы, трактовки
Вечер телекомпании "Цивилизация" (худ. рук. Лев Николаев):
СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ,
ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ,
НИКОЛАЙ РЕРИХ

29 ноября, воскресенье  17-00
Эхо "Русских балетов": реконструкции и влияния
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ и СВАДЕБКА (спектакли Мариинского театра в постановке Милисен Ходсон и Кеннета Арчера)

При поддержке компании "Шеврон Нефтегаз"

Вечера проходят в конференц-зале на 3 этаже Третьяковской галереи на Крымском Валу, 10
Вход по билетам на выставку

 

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: papagenaaa
2009-10-28 12:31 pm (UTC)
Вивьен, Спасибо! Про Выставку я давно знаю и жду:), а про программы пропустила...
(Reply) (Thread)